В статье кратко описывается применение методики Л.Г. Петерсон на примерах и авторская методика обучения математике Н.Ф. Воробьевой.
Предпочитаем методику Л.Г. Петерсон
ЕСЛИ:
1. Ребенок еще маленький и до школы много времени, торопиться Вам незачем.
2. Вы имеете возможность проводить много времени с Вашим маленьким учеником для обучения начальным подходам к математике.
3. Ваш уровень подготовки позволяет Вам изучить и использовать методику.
4. У Вас есть пособия Л.Г. Петерсон для соответствующего возраста.
5. Вы хотите параллельно развивать в ребенке: внимание, логическое и математическое мышление, и мелкую моторику руки.
ТО:
Можно воспользоваться методикой Л.Г. Петерсон для соответствующего возраста «Игралочка» для детей 3-4 лет и «Раз ступенька, два ступенька» для детей 5-6 лет. В этой методике есть своеобразие, она опровергает мнение, что школьная математика – это работа только с числами: здесь выделяются различные множества и ребенок с ними работает, выделяя характерные признаки предметов. Традиционное сложение здесь представляет собой объединение множеств. В упрощенной форме ребенку объясняют так: «Посмотри на предметы, которые были в двух маленьких мешках. Всё ссыпали в один большой мешок. Ты должен нарисовать, что будет в этом большом мешке.»
После того, как ребенок научится выполнять подобного типа задания, меняются условия:
Может отсутствовать одно из слагаемых, но дается сумма. В этом случае ребенок должен определить неизвестное слагаемое.
Так в данной задаче ребенок должен догадаться, что во втором мешке был арбуз.
Аналогичная работа с множествами предлагается ребенку для понимания действия вычитания. «В большом мешке были определенные предметы, из него вытащили часть предметов, что осталось в мешке?»
Ребенок должен догадаться, что в мешке остались: синий квадрат, красный овал и большой голубой овал и нарисовать это.
После того, как ребенок освоит действие вычитания, идет усложнение.
1 вариант. Отсутствует уменьшаемое, но даны вычитаемое и разность.
Ребенок должен определить, что в мешке были вначале 2 красных круга, желтый круг, синий квадрат и 2 зеленых овала.
2 вариант. Отсутствует вычитаемое, даны уменьшаемое и разность.
В пустом мешке (вычитаемое) ребенок должен нарисовать желтую звезду и синий овал.
В пособиях Л.Г. Петерсон есть элементы комбинаторики.
Пример. Раскрась тремя цветами (красный, желтый, синий) 3 полосы на шапке так, чтобы все шапки были разные.
Ответ:
Даны также задания на развитие логического мышления.
Пример 1. Какая фигура будет следующей?
Ребенок должен догадаться, что каждый раз добавляется по одной полоске.
Ответ:
Пример 2. Какая фигура будет последней? Сколько горизонтальных палочек нужно дорисовать?
Ответ: каждый раз убиралось по две горизонтальные палочки, в последней фигуре их не будет вообще.
В методике Л.Г. Петерсон постепенно, очень медленно вводятся цифры (от 0 до 9) и числа. Если у Вас есть время и возможности заниматься по методике Л.Г. Петерсон, то воспользуйтесь этой методикой. Если такой возможности нет, можете пойти другим путем.
Переход ко второй части статьи: Как подготовить ребенка к школе по математике (Часть 2. Методика интенсивного обучения Воробьевой Н.Ф.) >>>