Психологические аспекты обучения чтению (заметки практического психолога)

Случай из практики: в 90е годы 20 века ко мне обратилась молодая мама-бухгалтер с 6-летним сыном с проблемой: «Он знает все буквы, но не читает».

Я попросила ребенка прочитать какое-то слово, он говорил следующее: «Тигр Тэ, Арбуз – А. Т и А, — продолжительная пауза, — ТА».

Далее он таким же образом «собирал» второй слог и когда, наконец, «собрал», он уже забыл, какой слог был первым. Оказалось, что «переучить» этого ребенка было значительно сложнее, чем научить.

В связи с этим реальным примером из практики, я хотела бы выделить 3 момента:

1. У взрослых, и особенно у молодых родителей, бытует мнение, что научить ребенка читать – это пустяк. «Если я сам легко читаю, то и ребенка я могу легко научить читать». Как правило, это ошибочное мнение (хотя бывают и исключения).

2. Многие считают, что картинки, помогающие ребенку запомнить ту или иную букву, которые печатают на таблицах, кубиках и т.д. – это так удобно и полезно для обучения чтению. На самом же деле из нашего примера видно, что эти ассоциативные картинки могут и навредить.

3. Большинство взрослых, обучая ребенка буквам, называют согласные по-житейски «МЭ, СЭ, ХЭ, ШЭ» или же (что реже) так, как в алфавите «ЭМ, ЭС, ХА, ША». Для правильного обучения чтению согласные буквы нужно называть без присоединения гласных «М, С, Х, Ш»… Если взрослый этого не делает, процесс обучения чтению резко тормозится. Так, ребенок вместо слога «АМ» читает «АМЭ»!

Положительным моментом в приведенном ниже случае с мамой-бухгалтером было то, что она осознавала проблему и искала консультации со специалистом.

А теперь приведу противоположный пример из практики: мама-преподаватель иностранных языков в ВУЗе предложила мне пообщаться с ее дочерью 6 лет. Живая, жизнерадостная, сообразительная девочка свободно отвечала на некоторые вопросы. А когда я ее спросила: «А читать ты умеешь?», мама не удержалась: «Да мы уже и тексты читаем!». И с гордостью дает книгу. Девочка очень медленно по слогам прочитала первое слово, глаза наполнились слезами, она затряслась, а потом сильно зарыдала.

То есть в данном случае мама-педагог, преподаватель иностранного языка, не осознавала своих ошибок обучения чтению, переоценивала успехи своей дочери и упорно не замечала негативного отношения дочери к чтению. Впоследствии после переобучения чтению, девочка уже и читала с удовольствием и даже просила: «Давайте вместо математики лучше почитаю!»

Отмечу здесь, что продолжительность обучения чтению, как правило, предсказать довольно трудно, для каждого ребенка она своя. Поэтому родителям не стоит «тешить» себя очень оптимистическими прогнозами, а потом разочаровываться скромными результатами, и тем более расстраивать ребенка и понижать его самооценку: «Я думала ты умный, а ты простого понять не можешь!»

Некоторые педагоги не рекомендуют акцентировать внимание ребенка на его ошибках, как бы не замечать их, считаю это неверным. Исправлять ошибки, конечно же, надо, но при этом не надо раздражаться. Ребенок имеет право на ошибку!

Взрослым очень важно искренне радоваться успехам ребенка, удивляться им. Детей это как бы «окрыляет». Радость взрослого в этих ситуациях как будто отодвигает от ребенка все трудности обучения, он о них забывает и настроен учиться дальше.

Другие проблемы обучения чтению:

1. Авторы многих методик обучения чтению не акцентируют внимание взрослого, что необходимо доводить до автоматизма узнавание и чтение слогов-слияний (согласная + гласная), а взрослый, к тому же, пытаясь обучить ребенка за короткий срок еще и резко усложняет задания. Оба этих фактора могут вызвать «стресс» у ребенка и нежелание продолжать обучение.

2. Взрослые, как правило, ожидают от ребенка понимания читаемых слов или текстов, но очень часто в начале обучения чтению смысл слов, а тем более текстов, ребенку недоступен. Это нормально.

3. Взрослый знает, что «повторение – мать учения», но «топтание на месте» и отсутствие «движения вперед» его раздражает, терпение его заканчивается, но оно необходимо. Так же, как необходимы регулярные занятия.

Я в своей практике неоднократно видела, как периоды «застоя», заканчивались «скачками в развитии». Ребенок, как бы ничего не умеющий, вдруг начинал бегло читать или демонстрировал другие достижения.

В заключение я хочу сказать: не спешите разочаровываться в своих юных учениках, иногда можно игнорировать мнение и воспитателей, и учителей: если ребенка правильно обучать, то «как бы самый слабый и отстающий» в своей группе может стать самым сильным и перспективным в ней и педагоги будут с удивлением говорить «наша звездочка». Я встречалась с этим многократно.

И последнее. В обучении чтению есть некий рубеж, перейдя через который, ребенок начинает вдруг спонтанно читать все подряд: вывески, рекламу, название книг, телепередач, удивляясь и радуясь сам удивляя и радуя своих близких. Желаю Вашему ребенку без особых проблем достигнуть этого рубежа!

Педагог-психолог Воробьева Н.Ф.

Страна Знаек
Добавить комментарий