Обратимся к примеру из практики. Ко мне, педагогу, обратилась молодая мама с жалобой на то, что ее ребенок 6 лет, зная буквы, не может читать, либо читает очень медленно. Я попросила ребенка показать, как он читает на примере слова “Таня”. Мальчик долго смотрел на первую букву и затем сказал: “Тигр”, — пауза – “Это ТЭ”. “Арбуз”, — пауза – “Это А”. “Буквы ТЭ и А”, — пауза – “ТА”. Дальше он также пытался прочитать второй слог, но при этом забыл первый. Встает вопрос – какие ошибки были допущены матерью при обучении чтению мальчика?
Первая ошибка – согласные буквы взрослый человек должен называть не так, как в алфавите и не по-народному, по-житейски, а без присоединения гласной: не “ЭМ” или “МЭ”, а “М” (один звук); не “ЭС” или “СЭ”, а “С” (один звук). При неправильном обучении ребенок слово ЖАБА прочтет как “ЖЭАБЭА” и не догадается, о чем идет речь. Отметим, что называть буквы как в алфавите ребенок научится позже, тогда, когда будет хорошо читать.
Вторая ошибка – для знакомства с буквами молодая мама, вероятно, использовала традиционные таблицы или кубики, где рядом с буквой был нарисован какой-то предмет. Назовем эту картинку — образ-посредник. Очень часто эти образы-посредники бывают неудачными. В них форма образа и форма буквы не имеют ничего общего. Также чрезмерное внимание к образу-посреднику, скорее, тормозит обучение, чем ускоряет его. Длинные паузы в ответах мальчика, вероятно, объясняются именно этим. Впоследствии переучивание этого ребенка оказалось непростым делом. В тех случаях, когда образ-посредник и буква имеют сходство, они могут реально помочь ребенку запомнить букву. После того, как ребенок научится правильно озвучивать букву, роль образа-посредника становится все менее и менее значимой и как бы сходит на нет.
Приведем пример удачного подбора образа-посредника:
Буква О и обруч. Внешне они похожи. Если ребенок вдруг забудет, как озвучивать букву О, он может вспомнить обруч и догадаться, как звучит первая буква в слове обруч.
Мы подобрали некоторые удачные образы-посредники, но ниже мы приведем и менее очевидные образы. Практика показала, что дети их усваивают и применяют на этапе закрепления правильного озвучивания букв. Можно было бы усложнить процесс первоначального обучения буквам в зависимости от того какие буквы рядом. Пример: буква Б с мягким знаком озвучивается мягко как БЬ, а с твердым знаком читается как Б. Но при первоначальном знакомстве ребенка с буквами такого усложнения не требуется. Также можно вначале отказаться от строчных букв и обучать ребенка только заглавным. В некоторых случаях мы предложим несколько образов-посредников. Пусть ребенок выберет сам, какой ему кажется наиболее подходящим.
Итак, при обучении взрослый показывает ребенку буквы и называет один или несколько образов-посредников. Например, так: “Посмотри, это буква Ж (называем ее без добавления гласной), она похожа на жука”. На первом этапе обучения, ребенок, глядя на Ж, может называть слово “ЖУК”, а на втором этапе обучения он уже не должен упоминать жука, а должен правильно озвучить букву.
Советуем Вам попробовать использовать следующие подсказки или образы-посредники:
А – акробаты изобразили такую букву,
Б – балкон с козырьком, если смотреть на него сбоку,
В – варежка, велосипед или вишни,
Г – голова гуся,
Д – домик,
Е – енот (на хвосте — полосы),
Ё – ёлку сломали, над ёлкой две снежинки,
Ж – жук,
З – змейка или завитушка,
И – извилина, изгиб,
Й – йог (вид сбоку, он сидит, поджал колени и над ним летает птица),
К – раскрытый клюв птицы,
Л – лыжи соединили,
М – молния или сломанный мост,
Н – Незнайкины носилки, он их сделал неправильно,
О – обруч, озеро,
П – перекладина, парта,
Р – рукоятка сабли, дверная ручка, ракетка,
С – след коня, серп,
Т – торшер, одноногий табурет, особый топорик,
У – улиткины рога,
Ф – фонари, филин,
Х – ходули перекрестили,
Ц – царапка, царапающаяся буква,
Ч – четверка, четыре ножки перевернутого стула,
Ш – шпалы,
Щ – щетка на крючке,
Ъ – валенок повесили на крючок, а крючок твердый,
Ы – мягкий знак и палочка,
Ь – он похож на валенок, а валенок мягкий,
Э – эскимо развернули, съели, остались обертка и палочка,
Ю – юла особенная,
Я – яблоко на веточке и с листочком.
В заключении повторим два важных совета:
При обучении чтению согласные буквы нужно называть без присоединения гласных.
Картинки-подсказки или образы-посредники можно использовать на первом этапе обучения, затем от них необходимо быстро отказываться.