Заблуждения и ошибки взрослых по вопросам обучения чтению

В процессе обучения детей чтению у взрослых часто возникают заблуждения. Мы попытались привести самые частые из них в этой статье.

Заблуждения

Фактически

МИФ

Учить читать дома ребенка не обязательно, его выучат в саду или в группе подготовки к школе.

 

 

 

ФАКТ

Обучение чтению – индивидуальный процесс, он требует внимания и времени со стороны опекающего ребенка взрослого. Обучение в группе не дает того эффекта, на который рассчитывает взрослый.

МИФ

Ребенка можно научить читать, используя гаджеты.

ФАКТ

Возможно, когда-нибудь будут обучающие компьютерные системы, но пока их нет. С помощью компьютерных обучающих игр даются фрагментарные, но не системные знания.

МИФ

Если у родителей среднее, среднее специальное или, тем более, высшее образование и в доме есть какая-то «Азбука» или «Букварь», то обучение чтению ребенка -весьма легкая задача.

ФАКТ

Есть небольшой процент легко обучаемых детей, но для очень и очень многих дошкольников и их образованных родителей, даже при наличии нескольких «Букварей» и «Азбук», обучение чтению – достаточно тяжелая задача.

МИФ

Регулярные занятия с ребенком – это крайность. Можно заниматься нерегулярно и тогда, когда это удобно взрослым.

ФАКТ

Эффективность занятий существенно возрастает, если ребенок занимается регулярно.

ОШИБКА

Взрослый имеет право, ради обучения, оторвать ребенка от любого, даже очень интересного и значимого для него занятия.

ФАКТ

В результате такого недальновидного шага негативные эмоции ребенка будут направлены и на того, кто обучает и на сам процесс обучения. Все это тормозит обучение, оно становится тягостным для ребенка.

МИФ

Дошкольника можно заставить быть внимательным, усидчивым и выносливым.

ФАКТ

Большинство детей в этом возрасте не могут быть внимательными, усидчивыми и выносливыми.

ОШИБКА

Взрослый имеет право на строгое и пренебрежительное отношение к ребенку, если он что-то не понимает и не обучается так легко, как это хочет взрослый. Взрослый может оскорблять и навешивать неприятные ярлыки ребенку.

ФАКТ

Негативная оценка интеллекта со стороны взрослого очень понижает самооценку ребенка, желание учиться у него может полностью исчезнуть.

ОШИБКА

Во время обучения чтению взрослые называют согласные буквы так, как в алфавите (БЭ, ЭМ, ЭН, КА, ЭЛЬ, ЭС, ХА) или по-житейски (МЭ, НЭ, КЭ, ЛЭ, … ХЭ).

ФАКТ

Надо произносить только согласный звук (Б, В, Д и т.п.), а не БЭ, ВЭ и т.д. Это очевидным образом ускоряет обучение.

ОШИБКА

Если ребенок запомнил буквы и начал читать, можно давать ему читать длинные слова и предложения («Ничего, как-нибудь приспособится»).

ФАКТ

До тех пор, пока не доведено до автоматизма чтение слогов-слияний (согласная + гласная), не нужно давать длинных и трудных слов и предложений. Это очень важный момент.

МИФ

Ребенок «должен» соображать (то есть понимать, «улавливать смысл») того, что он читает.

 

ФАКТ

Ребенок в начале обучения чтению обычно плохо понимает, что он читает, и это нормально.

МИФ

Главное научить дитя читать, а какие буквы подбирать для записи слов не так важно. Придет время – научится.

 

ФАКТ

Параллельно с обучением чтению очень важно обучать ребенка правильно переходить от звука к букве

ОШИБКА

Если ребенку обещать и дарить подарки за хорошее обучение и успехи, то можно многого добиться (Метод «пряника»).

ФАКТ

Задаривать ребенка подарками по любому поводу – совершенно тупиковый путь. Ребенок будет пресыщен и начнет пытаться «манипулировать» взрослыми.

МИФ

Учить читать ребенка надо как можно раньше.

 

ФАКТ

Оптимальный возраст начала обучения чтению детей без задержек психического развития – 5 лет.

ОШИБКА

Для тренировки беглого чтения ребенка надо заставлять читать не используемые в русском языке, труднопроизносимые слоги

ФАКТ

Благодаря таким «упражнениям» дети делают ложный вывод, что «учение – это неинтересное и отталкивающее занятие»

ОШИБКА

Ребенок должен стараться не ошибаться, он «должен себя контролировать»

ФАКТ

Отсутствие ошибок – результат обучения, а в процессе обучения ребенок имеет право делать ошибки. Ничего страшного в этом нет.

Взрослым необходимо помнить, что, обучая ребенка чтению, они могут как помочь ребенку, так и навредить ему: взрослому важно не только добиться положительных результатов в обучении чтению, но и сохранить и усилить интерес ребенка к обучению вообще.

Страна Знаек
Добавить комментарий