Переход от звука к букве

Обучение переходу от звука к букве (по сути правильному анализу звуков и подбору букв) играет важную роль в развитии и подготовке к школе ребенка. Оно дополняет и стимулирует усвоение навыков чтения и основ грамоты.

Вначале ребенок, как правило, очень плохо анализирует звуки и подбирает буквы, но при регулярных занятиях звуко-буквенным анализом и при постепенном усложнении заданий ребенок начинает самостоятельно справляться с этими задачами, под руководством взрослого начинает уже записывать слова и даже предложения.

На практике обучение звуко-буквенному анализу начинается с того, что ребенок должен ответить: есть ли в начале конкретных слов «А» (т.е. слышится ли звук «А» и должна ли писаться буква «А»).

Предлагаем ребенку слова, начинающиеся с различных букв, например: апельсин, качели, сапоги, аэроплан, тарелка, альпинист.

Если ребенок ошибается, нужно продолжить выполнять это задание, естественно с другими словами. После того, как ребенок начнет безошибочно угадывать, есть ли в начале слова «А», нужно дать следующее задание: «Я буду называть слова, а ты должен сказать, есть ли в конце слова «А» (т.е. слышится ли звук «А» и пишется ли буква «А»).

Примеры.

Тыква, чай, ласточка, река, самовар, лиса, листопад, барабан, Москва, лейка.

Желательно добиться безошибочных ответов со стороны ребенка, при необходимости вернитесь к этому же заданию на следующем занятии. Отметим, что взрослому в этом случае не надо предлагать ребенку «Слова, заканчивающиеся на «Я» (Коля, листья и т.п.), т.к. там слышится в конце звук «А», но не пишется буква «А».

Занятия звуко-буквенным анализом вначале должны быть очень короткими (не больше 5 мин), затем постепенно можно добавлять по несколько минут.

Отметим, что подобного рода задания по звуко-буквенному анализу можно давать ребенку во время прогулок или каких-то пауз (например, во время ожидания).

По мере изучения согласных букв параллельно следует обсуждать, есть ли соответствующая буква в начале слова.

Рекомендуется для заданий подбирать слова, начинающиеся с парных букв: звонкие-глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С) и чередовать их с «нейтральными» словами. Допустим, ищем букву «Б» в начале слова. Предлагаем слова: банка, собака, пастух, баран, абрикос, палка, банан, бублик, пирамида и т.п. Добиваемся безошибочных ответов.

Далее переходим к гласным буквам: О, У, Ы, И, Э.

Буква «О» в начале слова должна быть под ударением. Чередуем слова: осень, ослик, опера, овцы, озеро, Ольга, остров и т.п. с другими.

Далее учим ребенка искать «О» в конце слова.

Примеры (чередовать с другими словами): пальто, ведро, метро, молоко, весло, клеймо, село и т.п.

Здесь можно предлагать и слова, где «О» в конце слова не находится под ударением, но все же можно догадаться, что там пишется «О»: лето, слово, озеро и т.п.

Далее даем аналогичные задания для букв: У, Ы, И, Э.

Предлагаем некоторые слова для «тренировки»;

«У» в начале слова: утюг, устрица, укроп, улица, утро, урожай, узелок.

«У» в конце слова: какаду, марабу, эму.

«Ы» в конце слова: коты, мосты, рыбы, сливы, ягоды, розы, углы, зимы, слоны, комары.

«И» в начале слова: индюк, избушка, инструменты, индеец, икра, игрок, иллюзионист, история.

«И» в конце слова: сани, корабли, киви, люди, руки, снегири, лоси, гости (не нужно предлагать слова, где пишется «И», но не слышится: лыжи, мыши и т.п.)

«Э» в начале слова: эхо, экскаватор, этаж, эрмитаж, эскимо, электричество, этажерка, эскимосы.

На этом этапе или чуть ранее ребенку уже можно давать задания записывать короткие слова печатными буквами. Допустим, уж, дом, бык, аист, ма-ма, па-па, жук, гол, ли-са, мы-ло, зу-бы и т.п.

Учитывайте, что ребенок еще не знает никаких словарных слов и не умеет проверять безударные гласные ударением (например, слова: очки, овца и т.п.).

После того, как ребенок освоит буквы Е, Я, Ё, Ю, предложите ему гласные парами:

А О У Э Ы

Я Ё Ю Е И

И приступайте к регулярному чтению столбцов в приведенных ниже таблицах. Распечатайте их.

БА БО БУ БЭ БЫ

БЯ БЁ БЮ БЕ БИ

 

ВА ВО ВУ ВЭ ВЫ

ВЯ ВЁ ВЮ ВЕ ВИ

 

 

 

ГА ГО ГУ ГЭ ГЫ

ГЯ ГЁ ГЮ ГЕ ГИ

 

ДА ДО ДУ ДЭ ДЫ

ДЯ ДЁ ДЮ ДЕ ДИ

 

 

 

ЗА ЗО ЗУ ЗЭ ЗЫ

ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗЕ ЗИ

 

КА КО КУ КЭ КЫ

КЯ КЁ КЮ КЕ КИ

 

 

 

ЛА ЛО ЛУ ЛЭ ЛЫ

ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЕ ЛИ

 

МА МО МУ МЭ МЫ

МЯ МЁ МЮ МЕ МИ

 

 

 

НА НО НУ НЭ НЫ

НЯ НЁ НЮ НЕ НИ

 

ПА ПО ПУ ПЭ ПЫ

ПЯ ПЁ ПЮ ПЕ ПИ

 

 

 

РА РО РУ РЭ РЫ

РЯ РЁ РЮ РЕ РИ

 

СА СО СУ СЭ СЫ

СЯ СЁ СЮ СЕ СИ

 

 

 

ТА ТО ТУ ТЭ ТЫ

ТЯ ТЁ ТЮ ТЕ ТИ

 

ФА ФО ФУ ФЭ ФЫ

ФЯ ФЁ ФЮ ФЕ ФИ

 

 

 

Обратите внимание ребенка, что в верхнем ряду в каждой таблице всегда твердые согласные, в нижнем ряду – всегда мягкие.

Буквы Ж, Ш, Ц никогда не бывают мягкими. Так в слогах ЖЮ, ЖЁ, ЖЕ, ЖИ согласная Ж всегда остается твердой.

На каждом занятии мы рекомендуем читать ребенку не меньше, чем 2 таких мини-таблицы и регулярно чередовать согласные. Чтение этих таблиц имеет несколько положительных эффектов.

Во-первых, это позволяет улучшить навыки чтения у ребенка.

Во-вторых, это улучшает навыки звуко-буквенного анализа и помогает ребенку справиться с проблемой мягких и твердых согласных. Так, очень часто маленькие дети не замечают мягкости согласных и пишут вместо «Коля» — «Кола», вместо «мёд» — «мод» и т.п.

Если ребенок будет регулярно читать эти таблицы, у него появится представление, как определить, правильно он написал гласную или нет.

В свою очередь взрослый, видя ошибку ребенка, может лишний раз показать ему эту таблицу и предложить найти свою ошибку. Так, если ребенок написал вместо «Лён» — «Лон», нужно показать ему таблицу с буквой Л, тогда ребенок сам должен исправить свою ошибку

Страна Знаек
Добавить комментарий