Обучение переходу от звука к букве (по сути правильному анализу звуков и подбору букв) играет важную роль в развитии и подготовке к школе ребенка. Оно дополняет и стимулирует усвоение навыков чтения и основ грамоты.
Вначале ребенок, как правило, очень плохо анализирует звуки и подбирает буквы, но при регулярных занятиях звуко-буквенным анализом и при постепенном усложнении заданий ребенок начинает самостоятельно справляться с этими задачами, под руководством взрослого начинает уже записывать слова и даже предложения.
На практике обучение звуко-буквенному анализу начинается с того, что ребенок должен ответить: есть ли в начале конкретных слов «А» (т.е. слышится ли звук «А» и должна ли писаться буква «А»).
Предлагаем ребенку слова, начинающиеся с различных букв, например: апельсин, качели, сапоги, аэроплан, тарелка, альпинист.
Если ребенок ошибается, нужно продолжить выполнять это задание, естественно с другими словами. После того, как ребенок начнет безошибочно угадывать, есть ли в начале слова «А», нужно дать следующее задание: «Я буду называть слова, а ты должен сказать, есть ли в конце слова «А» (т.е. слышится ли звук «А» и пишется ли буква «А»).
Примеры.
Тыква, чай, ласточка, река, самовар, лиса, листопад, барабан, Москва, лейка.
Желательно добиться безошибочных ответов со стороны ребенка, при необходимости вернитесь к этому же заданию на следующем занятии. Отметим, что взрослому в этом случае не надо предлагать ребенку «Слова, заканчивающиеся на «Я» (Коля, листья и т.п.), т.к. там слышится в конце звук «А», но не пишется буква «А».
Занятия звуко-буквенным анализом вначале должны быть очень короткими (не больше 5 мин), затем постепенно можно добавлять по несколько минут.
Отметим, что подобного рода задания по звуко-буквенному анализу можно давать ребенку во время прогулок или каких-то пауз (например, во время ожидания).
По мере изучения согласных букв параллельно следует обсуждать, есть ли соответствующая буква в начале слова.
Рекомендуется для заданий подбирать слова, начинающиеся с парных букв: звонкие-глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С) и чередовать их с «нейтральными» словами. Допустим, ищем букву «Б» в начале слова. Предлагаем слова: банка, собака, пастух, баран, абрикос, палка, банан, бублик, пирамида и т.п. Добиваемся безошибочных ответов.
Далее переходим к гласным буквам: О, У, Ы, И, Э.
Буква «О» в начале слова должна быть под ударением. Чередуем слова: осень, ослик, опера, овцы, озеро, Ольга, остров и т.п. с другими.
Далее учим ребенка искать «О» в конце слова.
Примеры (чередовать с другими словами): пальто, ведро, метро, молоко, весло, клеймо, село и т.п.
Здесь можно предлагать и слова, где «О» в конце слова не находится под ударением, но все же можно догадаться, что там пишется «О»: лето, слово, озеро и т.п.
Далее даем аналогичные задания для букв: У, Ы, И, Э.
Предлагаем некоторые слова для «тренировки»;
«У» в начале слова: утюг, устрица, укроп, улица, утро, урожай, узелок.
«У» в конце слова: какаду, марабу, эму.
«Ы» в конце слова: коты, мосты, рыбы, сливы, ягоды, розы, углы, зимы, слоны, комары.
«И» в начале слова: индюк, избушка, инструменты, индеец, икра, игрок, иллюзионист, история.
«И» в конце слова: сани, корабли, киви, люди, руки, снегири, лоси, гости (не нужно предлагать слова, где пишется «И», но не слышится: лыжи, мыши и т.п.)
«Э» в начале слова: эхо, экскаватор, этаж, эрмитаж, эскимо, электричество, этажерка, эскимосы.
На этом этапе или чуть ранее ребенку уже можно давать задания записывать короткие слова печатными буквами. Допустим, уж, дом, бык, аист, ма-ма, па-па, жук, гол, ли-са, мы-ло, зу-бы и т.п.
Учитывайте, что ребенок еще не знает никаких словарных слов и не умеет проверять безударные гласные ударением (например, слова: очки, овца и т.п.).
После того, как ребенок освоит буквы Е, Я, Ё, Ю, предложите ему гласные парами:
А О У Э Ы
Я Ё Ю Е И
И приступайте к регулярному чтению столбцов в приведенных ниже таблицах. Распечатайте их.
БА БО БУ БЭ БЫ БЯ БЁ БЮ БЕ БИ |
| ВА ВО ВУ ВЭ ВЫ ВЯ ВЁ ВЮ ВЕ ВИ |
|
|
|
ГА ГО ГУ ГЭ ГЫ ГЯ ГЁ ГЮ ГЕ ГИ |
| ДА ДО ДУ ДЭ ДЫ ДЯ ДЁ ДЮ ДЕ ДИ |
|
|
|
ЗА ЗО ЗУ ЗЭ ЗЫ ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗЕ ЗИ |
| КА КО КУ КЭ КЫ КЯ КЁ КЮ КЕ КИ |
|
|
|
ЛА ЛО ЛУ ЛЭ ЛЫ ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЕ ЛИ |
| МА МО МУ МЭ МЫ МЯ МЁ МЮ МЕ МИ |
|
|
|
НА НО НУ НЭ НЫ НЯ НЁ НЮ НЕ НИ |
| ПА ПО ПУ ПЭ ПЫ ПЯ ПЁ ПЮ ПЕ ПИ |
|
|
|
РА РО РУ РЭ РЫ РЯ РЁ РЮ РЕ РИ |
| СА СО СУ СЭ СЫ СЯ СЁ СЮ СЕ СИ |
|
|
|
ТА ТО ТУ ТЭ ТЫ ТЯ ТЁ ТЮ ТЕ ТИ |
| ФА ФО ФУ ФЭ ФЫ ФЯ ФЁ ФЮ ФЕ ФИ |
|
|
|
Обратите внимание ребенка, что в верхнем ряду в каждой таблице всегда твердые согласные, в нижнем ряду – всегда мягкие.
Буквы Ж, Ш, Ц никогда не бывают мягкими. Так в слогах ЖЮ, ЖЁ, ЖЕ, ЖИ согласная Ж всегда остается твердой.
На каждом занятии мы рекомендуем читать ребенку не меньше, чем 2 таких мини-таблицы и регулярно чередовать согласные. Чтение этих таблиц имеет несколько положительных эффектов.
Во-первых, это позволяет улучшить навыки чтения у ребенка.
Во-вторых, это улучшает навыки звуко-буквенного анализа и помогает ребенку справиться с проблемой мягких и твердых согласных. Так, очень часто маленькие дети не замечают мягкости согласных и пишут вместо «Коля» — «Кола», вместо «мёд» — «мод» и т.п.
Если ребенок будет регулярно читать эти таблицы, у него появится представление, как определить, правильно он написал гласную или нет.
В свою очередь взрослый, видя ошибку ребенка, может лишний раз показать ему эту таблицу и предложить найти свою ошибку. Так, если ребенок написал вместо «Лён» — «Лон», нужно показать ему таблицу с буквой Л, тогда ребенок сам должен исправить свою ошибку