Правило: ЖЕ-ШЕ пиши с буквой Е встречается не во всех учебниках по русскому языку для первого класса. Тем не менее, мы считаем, что дошкольнику полезно его знать и применять. Расскажите ребенку про правило ЖЕ-ШЕ и предложите ему придумать и записать по три слова с указанными буквосочетаниями. Объясните ребенку, что буква Э встречается крайне редко в середине слов.
Можно прочитать следующее стихотворение (автор Воробьева Н.Ф.):
Слышим у’же иль уже’,
Пишем Е мы в слоге ЖЕ.
В гараже, не этаже
Е конечно в слоге ЖЕ.
Жемчуг, женщина и Женя,
Снаряженье и движенье.
Всем понятно нам уже –
С буквой Е напишем ЖЕ.
Шеф и шест, и шесть, и шерсть.
Буква Е везде тут есть.
Шелест, шея и саше
С буквой Е напишем ШЕ.
Выделенные двустишья хорошо бы с ребенком выучить наизусть. Далее юный ученик должен написать следующее предложение:
Маше и Жене уже по шесть лет.
Если ребенок допустил ошибки – поправьте его. На следующем занятии напомните ребенку правило ЖЕ-ШЕ и попросите его прочитать выученные двустишья. Далее можно ребенку задать следующие вопросы:
Вот словечки: жест и жесть.
В чем различие тут есть?
Слово шест и слово шесть.
В чем различие тут есть?
Слово шесть и слово жесть.
В чем различие тут есть?
Шест и жест,
Шесть и жесть.
Что за гласная тут есть?
Далее продиктуйте под запись ребенку следующее предложение. При чтении предложения необходимо отчетливо произносить безударные слоги. Знаки препинания в этом предложении поставьте сами:
Паше дали джем, Сереже – ряженку, а Саше – вермишель.
Если ребенок допускал ошибки, продолжайте ему на следующих занятиях диктовать слова с сочетаниями ЖЕ и ШЕ. Например, жезл, мишень, сражение, кашель, решение, умножение и т.д.
К подобным словам необходимо возвращаться, если ребенок продолжает ошибаться.