Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений и др.
Выделяют 3 вида мышления:
1. Наглядно-действенное — познание с помощью манипулирования предметами (игрушками).
2. Наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений.
3. Словесно-логическое – познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно образное.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, выражающегося в развитии таких мыслительных операций, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей.
Родителям, желающим подготовить ребенка к школе и в том числе к тестированию, и при этом, что более важно, развивать словесно-логическое мышление, рекомендуем обсудить с ним следующие темы:
Основные темы
1. Живая природа: человек, животные, растения… (предоставьте ребенку возможность самому назвать хотя бы по 10 видов животных и растений).
2. Неживая природа: камни, солнце, вода, воздух…
3. Вещи, сделанные человеком: дом, мебель, телевизор, книга…
4. Домашние и прирученные животные: корова, овца, коза, свинья, лошадь, кролик, собака, кошка; олень, осел, верблюд, слон…
5. Дикие животные: лиса, заяц, волк, лось, кабан, медведь, еж, белка, тигр, рысь, жираф, бегемот…
6. Хищные животные: волк, лиса, тигр, лев, крокодил, собака, кошка, еж…
7. Травоядные животные: корова, коза, лось, лошадь, бегемот…
8. Грызуны: заяц, мышь, белка, бобр…
9. Земноводные животные: лягушка, жаба, тритон…
10. Домашние птицы: курица, гусь, утка, петух…
11. Дикие птицы: воробей, синица, кукушка, скворец, дятел, сорока, ворон, ласточка, стриж…
12. Хищные птицы: орел, сокол, сова, ворона, канюк…
13. Насекомоядные птицы: дятел, синица, воробей, зяблик, трясогузка…
14. Водоплавающие птицы: гусь, лебедь, утка, пеликан…
15. Неводоплавающие птицы: иволга, дятел, кукушка, фазан, курица…
16. Перелетные птицы: скворец, ласточка, соловей, грач, журавль…
17. Неперелетные птицы: воробей, голубь, синица, ворона…
18. Насекомые: бабочка, жук, комар, кузнечик, паук, муравей, пчела, муха, оса, саранча, шмель, стрекоза…
19. Рыбы: ерш, карась, лещ, окунь, сом, щука…
20. Овощи: картофель, капуста, морковь, лук, огурец, помидор, редиска, репс, свекла, баклажан, дыня, тыква, редька, перец, кабачок, чеснок, хрен…
21. Фрукты: груши, яблоки, апельсины, мандарины, бананы, вишни, гранаты, сливы, лимоны, персики, хурма, черешня…
22. Ягоды: земляника, малина, клубника, черника, смородина, крыжовник, рябина, облепиха, клюква, морошка…
23. Цветы: ромашка, колокольчик, фиалка, василек, ландыш, незабудка, одуванчик, подснежник, мак, астра, гвоздика, роза, тюльпан…
24. Лиственные деревья: береза, клён, тополь, дуб, осина, липа, ива, каштан…
25. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница, кедр…
26. Грибы съедобные: белый гриб (боровик), лисичка, подосиновик, подберезовик, рыжик, сыроежка, груздь, опята…
27. Грибы ядовитые (несъедобные): мухомор, бледная поганка, перечный гриб, сатанинский гриб, ложный опенок, ложная лисичка…
28. Хлебные растения: рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха…
29. Травы: мята, лебеда, крапива, трилистник, полынь, щавель, подорожник…
30. Кустарники: малина, смородина, крыжовник, сирень, бузина, орешник…
Вспомогательные темы для обсуждения:
1. Неодушевленные предметы: стол, молоток, телевизор, компьютер…
2. Одушевленные предметы: человек, животные, птицы, насекомые…
3. Камни простые: гранит, кремень…
4. Камни драгоценные: алмаз (бриллиант), рубин, изумруд, яхонт…
5. Металлы простые: железо, сталь, медь, олово, свинец…
6. Металлы драгоценные: золото, серебро, платина…
7. Пассажирский транспорт
7.1 Транспорт наземный: автобус, трамвай, троллейбус, такси, электрички, поезда…
7.2 Транспорт подземный: метро…
7.3 Водный транспорт: корабль, паром…
7.4 Воздушный транспорт: самолет, вертолет…
8. Мебель: стол, стул, шкаф, диван, кровать, табурет, тумба, комод, стеллаж…
9. Электробытовые приборы: электроплита, холодильник, электрический утюг, электрический комбайн и т.п.
10. Электронно-бытовая техника: телевизор, компьютер, радиоприемник, мобильный телефон, смартфон, копировальная и множительная техника…
Предлагаем также обсудить с ребенком следующие темы:
1. Гигиенические принадлежности человека.
2. Кухонные принадлежности.
3. Посуда.
4. Столовые приборы.
5. Спальные принадлежности.
6. Части тела.
7. Части лица.
8. Хлебобулочные изделия.
9. Мясные продукты.
10. Молочные продукты.
11. Что можно сделать из деревьев?
12. Где используется металл?
13. Как называются детеныши домашних животных и птиц?
14. Рабочие машины.
15. Профессии.
16. Спорт.
17. Время суток.
18. Дни недели.
19. Времена года (и их признаки).
20. Названия месяцев и их привязка к временам года.
21. Явления природы.
22. Источники света (искусственные и естественные).
23. Школьно-письменные принадлежности.
Разговаривая с ребенком на эти темы, постарайтесь определить, какие «пробелы» в знаниях об окружающем мире есть у Вашего ребенка. Практика показывает, что очень часто у детей отсутствуют элементарные системные знания, дети не знают и не могут назвать и классифицировать простые вещи, либо выделить существенные признаки предметов. Отметим здесь, что имеется достаточно много спорных вопросов о принадлежности некоторых предметов к тому или иному классу. Так, арбуз с точки зрения биологов — это ягода, во многих справочниках для школьников — это овощ (т.к. он не растет на дереве), а в житейском сознании многих людей — это фрукт. Чему отдать предпочтение — вопрос спорный. Можно с ребенком разобрать все точки зрения по этим вопросам.