Задание ребенку “по части определить целое” встречается в тестах для дошкольников и младших школьников. Подобные задания дают представление о развитии познавательных процессов, эрудиции и словарного запаса ребенка.
Если анализировать имеющиеся в литературе по подготовке к школе задания, то бросается в глаза стремление педагогов-авторов упростить задание, игнорировать многозначность ответов, выделить только один правильный ответ (ответ-клише), а остальные отбросить.
Пример: Если дерево рассматривать как часть, то единственный правильный ответ для таких педагогов – это лес. Но ведь можно рассмотреть и другие слова: лесопарк, лесополоса, парк, группа деревьев на бульваре, на участке земли и т.п.
Мы предложим два типа ответов в упражнениях на тему “по части определи целое”.
1. Один наиболее очевидный ответ, остальные ответы отбрасываются (упражнение 1).
2. Ответов несколько (два и более), эти ответы взрослый может разбирать с ребенком, но может ограничиться одним или двумя ответами. У взрослых имеется возможность рассматривать подобные упражнения как повод побеседовать с ребенком на заданную тему и восполнить его знания об окружающем мире.
Инструкция ребенку: “Я назову тебе часть предмета, а ты определи целый предмет по этой части. Если можешь дать несколько ответов – говори их все. Например, я говорю — желудь, а ты отвечаешь – дуб.”
Упражнение №1
| Часть | Целое |
| Грифель | Карандаш |
| Стержень | Ручка |
| Паста | Тюбик |
| Зрачок | Глаз |
| Ноготь | Палец |
| Череп | Скелет |
| Лепесток | Цветок |
| Крыша | Дом |
| Книга | Библиотека |
| Зерно | Колос |
| Электровоз | Поезд |
| Вершина | Гора |
| Мачта | Судно |
| Луч | Свет |
| Ствол | Дерево |
Упражнение №2.
| Часть | Целое |
| Струна | Скрипка, гитара, арфа, балалайка, виолончель |
| Клавиши | Фортепьяно, пианино, аккордеон, клавесин, орга’н, синтезатор |
| Вымя | Корова, коза, овца |
| Гребешок | Петух, попугай |
| Шпора | Петух, фазан |
| Панцирь (в природе) | Черепаха, броненосец, крокодил |
| Хобот | Слон, тапир, пиявка |
| Крыло | Птица, самолет |
| Жало | Пчела, оса, шершень, шмель, муравей, змея |
| Щупальце | Осьминог, актиния |
| Клешня | Рак, краб |
| Шишка (в природе) | Ель, сосна, кедр |
Упражнение №3.
| Часть | Целое |
| Коготь | Птица, зверь |
| Копыто | Лошадь, корова, коза, свинья, овца, зубр, жираф, бегемот, верблюд, носорог |
| Стрелка | Часы, компас, секундомер, таймер, приборы |
| Страница | Книга, альбом, тетрадь, блокнот, дневник |
| Руль | Машина, велосипед, мотоцикл, автобус, моторная лодка, снегоход, квадроцикл |
| Лист (в природе) | Дерево, кустарник, цветок |
| Штурвал | Судно, самолет |
| Мелодия | Песня, романс, опера, оперетта, музыкальная пьеса |
| Раковина (в природе) | Улитка, моллюск |
| Каблук | Туфли, башмаки, ботинки, сапоги |
| Палец | Рука, нога |

