Методика АСОЧ (Адаптивное системное обучение чтению). Ступень 1. Автор Воробьева Н.Ф

Адаптивное системное обучение чтению.

Авторская методика Н.Ф. Воробьёвой.


Желательный уровень подготовки ребенка:

Ребенок должен уже знать все согласные и уметь правильно называть их (без присоединения гласной).


Перед использованием методики необходимо изучить следующие статьи нашего сайта.

1. Комментарии к использованию методики АСОЧ.

2. Психологические аспекты обучения чтению.

3. Как помочь ребенку запомнить буквы.

4. Переход от звука к букве.

5. Рабочие таблицы базисных буквосочетаний.


Ступень №1. Вводим букву «А» (указываем заглавную и строчную буквы).

Шаг 1. Предложите обвести «А» (заглавную) и «а» (строчную), и нарисовать их.

Шаг 2. Самостоятельно подберите слова, начинающиеся с буквы «А» (аист, арбуз, автобус…).

Шаг 3. Выясните, может ли ребенок назвать сам хотя бы одно слово на эту букву.

Шаг 4. Назовите четыре имени, одно из которых начинается на букву «А». (допустим Игорь, Саша, Андрей, Паша…). Ребенок должен указать имя, начинающееся на букву «А».

Шаг 5. Похожее задание с женскими именами (можно отыскивать имена Аня, Алла, Алёна…).

Шаг 6. Аналогичным образом вводите согласные буквы (от 5 до 10 букв за занятие).

Комментарии к шагам 1-6:

Необходимо согласные буквы называть не так, как в алфавите (ЭМ, ЭС, КА) и не по-житейски (МЭ, СЭ, КЭ), а без гласных (М, С, К, …). Это очень важно!

Если ребенок уже знает часть букв, необходимо переучить его называть согласные так, как это указано. Отмечайте в таблице 1 (См. статью «Рабочие таблицы базисных буквосочетаний») плюсом то, что ребенок назвал правильно.

Шаг 7. После того, как Вы убедились что ребенок освоил согласные, предложите ему прочитать слоги, начинающиеся с буквы А (таблица 1, столбик 1) «Аб», «ав»… и т.д.. Обсудите, с ним, в каких словах эти слоги в начале слова («аб» — абрикос, «ав» – автомобиль…) там, где это легко подбирается.

Отмечайте в таблице 1 правильно прочитанные слоги плюсом.

Комментарии к шагу 7:

Если на следующем занятии эти же слоги будут прочитаны легко, можете вычеркнуть их и приступить к оставшимся, пока ребенок не освоит все слоги 1 столбца 1 таблицы. Далее переходите к 1 столбцу 2 таблицы. Медленно прочитайте ребенку все слоги-слияния, указывая на них пальцем. Попросите повторить. Если ребенок не может это сделать, пусть найдет указанный Вами слог в нужном столбце. При необходимости подскажите. Перед вами стоит задача: научить ребенка легко узнавать и правильно называть слог-слияние, т.е. довести до автоматизма и узнавание, и чтение данного слога. До тех пор, пока это не произойдёт не вводите новые буквы (гласные!).

Вычеркивайте в рабочей таблице те слоги-слияния, которые «освоил» ребенок и предлагайте игровые задания с теми, которые он не освоил. Допустим, проблема со слогом ТА. Перечисляйте слова: табуретка, тарелка, забор, тапочки. «Какое слово лишнее? Какой слог вначале слов табуретка, тарелка, тапочки? Попробуй найти этот слог среди других. Напиши его. Придумай сам слово, начинающееся с ТА (подсказка: танк, тачка…).» Если ребенок скажет слово, начинающееся с другого слога, но в произношении которого слышится необходимый слог, например, «Топор» похвалите его, но объясните, что в начале слова топор действительно слышится слог «ТА», но пишется по-другому, правильно он научится подбирать буквы и писать позже. Предложите своему юному ученику начать читать слова с гласной «А», с тремя или четырьмя буквами (слова должны быть заранее напечатаны крупным шрифтом).

«А»

МА-МА

ПА-ПА

БА-БА

 

 

 

 

АН-НА

АЛ-ЛА

ПА-ША

ДА-ША

СА-ША

МА-ША

 

ЛА-РА

НА-ТА

 

 

 

 

 

ВА-ЗА

БА-ЗА

 

 

 

 

 

АР-КА

АР-ФА

 

 

 

 

 

ЧА-ША

КА-ША

НА-ША

 

 

 

 

ДА-ЧА

ЛА-ПА

 

 

 

 

 

РА-МА

СА-МА

ЛА-МА

ДА-МА

 

 

 

ЖА-БА

ФА-РА

ФА-ТА

 

 

 

 

РА-НА

ХА-ТА

 

 

 

 

 

МА¦К

БА¦К

РА¦К

ЛА¦К

КА¦К

ТА¦К

 

ША¦Р

ЖА¦Р

ПА¦Р

ДА¦Р

ВА¦Р

БА¦Р

 

ЗА¦Л

БА¦Л

ВА¦Л

ДА¦Л

ЖА¦Л

МА¦Л

ПА¦Л

МА¦Й

ЧА¦Й

ДА¦Й

ЛА¦Й

 

 

 

ГА¦З

ТА¦З

ЛА¦З

ПА¦З

РА¦З

 

 

СА¦М

ТА¦М

НА¦М

ВА¦М

ДА¦М

 

 

РА¦Д

СА¦Д

ЛА¦Д

НА¦Д

ЧА¦Д

 

 

ША¦Г

МА¦Г

 

 

 

 

 

НА¦Ш

ВА¦Ш

 

 

 

 

 

РА¦Б

 

 

 

 

 

 

ЧА¦С

ВА¦С

 

 

 

 

 

ЧА¦Н

ЦА¦П

 

 

 

 

 

Если слоги-слияния с буквой А узнаются и называются ребенком легко (как бы все доведено до автоматизма), трех и четырех буквенные слова читаются без проблем, переходите на следующую ступень.

Следующая ступень: Методика АСОЧ (Адаптивное системное обучение чтению). Ступень 2. Автор Воробьева Н.Ф. >>>

Подробнее о методике обучения чтению АСОЧ: О методике АСОЧ >>>

Страна Знаек
Добавить комментарий